Пятница, Январь 17, 2025
В Москве открыли выставку, посвящённую истории уральской металлургии

17.01.2025

Люди / Металлурги

В Москве открыли выставку, посвящённую истории уральской металлургии

Художник из Екатеринбурга Александр Ремезов показал, как выглядела отрасль 300 лет назад

В Центральном Доме Российской Армии состоялось открытие экспозиции картин уральского художника Александра Ремезова под названием: «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд…». Место для выставки было выбрано не случайно. Именно развитие металлургии на Урале обеспечило развитие военной индустрии России. Из уральской стали и чугуна делали первые пушки, ружья, ядра, пули, клинки для холодного оружия, ордена и медали для героев…

«История развития металлургии на Урале является важной частью российской военной истории. Высокое качество стали, чугуна и железа на уральских заводах позволяло российским оружейникам создавать современные и эффективные для того времени виды вооружений и делать Россию сильнее на международной арене. В наши дни уральская металлургия является надёжной опорой для всего российского ВПК, продолжая славные традиции предков», — отметил на церемонии открытия выставки начальник ЦДРА им. М.В. Фрунзе Василий Мазуренко.

В работах Александра Ремезова освещаются ключевые этапы развития «опорного края державы»: поиски руды, строительство заводов, плавка металла, сплавы на барках, гружёных железом и пушками, в Москву и Санкт-Петербург.

Чем известен художник Александр Ремезов

Александр Ремезов родился 6 января 1975 года в Асбесте. Он член Союза художников России, доцент кафедры рисунка Уральского государственного архитектурно-художественного университета в 2009–2013 годах, член правления Свердловского регионального отделения Союза художников России.

Работает в жанрах пейзажа и исторической картины. Автор росписей, посвящённых истории Екатеринбурга, в Доме Севастьянова, а также диорам Музейного комплекса УГМК в Верхней Пышме.

Выставочную деятельность ведёт с 2003 года, участник многочисленных региональных и всероссийских выставок. Всего принял участие в более 130 выставках, из которых около 30 персональных.

Наиболее большеформатные работы автор создал для крупных музеев Свердловской области — Музейного комплекса УГМК и музейного комплекса «Северская домна». В 2013 году им были выполнены две большие диорамные работы для Музея военной техники УГМК — «Курская дуга» и «Афганистан».

Работы художника находятся в музейных собраниях Екатеринбурга, Свердловской области, а также в резиденции губернатора и законодательном собрании Свердловской области. Кроме этого, живописные работы Александра Ремезова хранятся в частных собраниях в России и за рубежом.

фото Романа Лысова

Художник Александр Ремезов и его картины.

фото Романа Лысова

К слову, вся семья Александра Ремезова тесно связана с металлом. Дед был токарем, работал на ремонтном заводе в Волоколамске. В отрасли трудился и его отец — мастером цеха в асбестово-обогатительной промышленности, сын начинал на УГМК, сейчас работает в НЛМК.

Уникальность выставки Ремезова в том, что художник рисовал людей и события, которые происходили несколько веков назад, и о которых мы знаем очень немногое. Как известно, начало развитию металлургии и горнодобыче, как государственной отрасли, положил своим указом Петр Первый в 1700 году, хотя так называемая медно-бронзовая металлургия существовала и за много веков до этого. Петром I был создан Приказ рудокопных дел, основаны заводы в Екатеринбурге, Невьянске, Алапаевске, которые и стали центром промышленности Урала.

Всего за три столетия на Урале и в Прикамье было построено порядка 250 металлургических и горнодобывающих предприятий. Понятно, что исторических свидетельств, тем более визуальных, сохранилось немного, и Ремезову пришлось по крупицам восстанавливать картину той эпохи.

Какой была металлургия на Урале в XVIII веке?

В XVIII веке Урал давал более 80 процентов производимого в стране железа и 95 процентов российской меди. В 1767 году около 140 действовавших на Урале металлургических заводов вывели регион в лидеры мирового производства чугуна и обеспечили монопольное положение в России по выплавке меди. 

Металлургическая продукция была настолько высокого качества, что использовалась не только в самой России, но и шла на экспорт.

фото Романа Лысова

Так выглядела металлургия на Урале в 18 веке.

фото Романа Лысова

«Любую художественную картину нельзя рассматривать как ретроспективу, исторический факт — конечно, это художественный вымысел, — рассказал «Про Металлу» сам Александр Ремезов. — Но любой серьёзный художник всегда работает с документами, и мне тоже пришлось изучать самые разные архивы. Некоторые мои работы, к примеру, сделаны по фотографиям Сергея Прокудина-Горского, которые я художественно переработал. 

В некоторых местах, которые изображены на картинах, я был лично, читал историю, изучал военную технику. В любом случае, всегда существует некий конфликт художников и историков. Художник ведь создаёт художественный образ, а историки хотят документальной достоверности. Что-то среднее в итоге и рождается, когда художник работает в историческом жанре».

фото Романа Лысова

В выставочном зале ЦДРА.

фото Романа Лысова

Как бы то ни было, получилось у Ремезова очень достоверно, о чём говорит большое количество деталей. К примеру, на спуск барки на воду пришёл помогать весь мир: здесь и малыши в огромных тёплых шубах, старики, женщины и даже чей-то дворовый пёс не смог удержаться от участия в общем деле. Или сплавщики проходят страшные пороги на реке Чусовой, а один из рулевых не выпускает трубку из губ — знает, что всё равно преодолеют и эту, и следующие преграды на пути «каравана».

Рудознатцы, литейщики, кузнецы, сплавщики, строители города Екатеринбурга в работах Ремезова выглядят не застывшими изваяниями. Напротив, это живые люди со своими эмоциями. Они полны решимости, на их лицах отпечаток тяжёлого труда и стойкости духа, а на груди православный крест. Неизменным в работах Александра Ремезова остаётся уральский пейзаж: хвойные леса, скалистые горы, разливающиеся реки — все они так или иначе тоже формируют образ особого, горнозаводского человека.

Отдельной темой в работах стало основание будущей столицы Урала — завода-крепости Екатеринбург. Изображённая на одной из картин небесная покровительница города великомученица Екатерина как символ стойкости и мужества стала примером для всех заводских рабочих.


фото Романа Лысова

Первые шаги в индустриализации России были непростыми.

фото Романа Лысова

фото Романа Лысова

Александр Ремезов славится тщательной проработкой деталей, каждую картину хочется рассматривать внимательно.

фото Романа Лысова

фото Романа Лысова

Первые металлурги Руси на полотнах Ремезова отличались своей решимостью.

фото Романа Лысова

фото Романа Лысова

Готовую продукцию металлургов на барках сплавляли до Москвы и Санкт-Петербурга.

фото Романа Лысова

На выставке представлены графические варианты работ Александра Ремезова, сами же живописные полотна находятся в различных музеях нашей страны. «Кричный молот», «Металлурги», «Рудознатцы» «Вниз по течению неба», «Пушки царю», «Сплавщики», «Северская домна» стали частью постоянной экспозиции в Музейном комплексе «Северская домна» в г. Полевском Свердловской области.


Антон Белов


Больше оперативных новостей читайте в Telegram-канале @ПРОметалл.

Теги: медь, металлургия, сталевары, Екатеринбург, Москва, Выставка, УГМК

Последние публикации

16.01.2025

Анатолий Никитин: Российской промышленности нужен межотраслевой баланс
МОБ как основа стратегического планирования

16.01.2025

Горнодобывающую промышленность преследует призрак дефицита кварцевого песка
Этого сырья вроде бы много, но расходуется оно в геометрической прогрессии

15.01.2025

Что в ТМК делают для экологии и декарбонизации?

Экообзор деятельности металлургических компаний России

15.01.2025

Украина осталась без коксующегося угля и рискует остаться без чугуна и стали
Угольная шахта под Покровском остановила свою работу из-за наступления российской армии