Это продолжение нашего алюминиевого рейтинга. Начало было опубликовано в пятницу.
5. Носовые зажимы для медицинских масок («Авиаль», Москва)
Алюминиевые фиксаторы (носовые зажимы) для медицинских масок пришли на смену стальной проволоке в 2021 году в разгар пандемии. Поставки алюминиевой проволоки для производства средств индивидуальной защиты органов дыхания на Московском эндокринном заводе достигали 10 тонн.
Носовые зажимы делают из проволоки толщиной 0,5 мм из сплава АМг2. Гибкие металлические носители длиной 100 мм каждый покрывают термопластичным полимером и вшивают в маски из фильтрующего материала — мельтблауна.
Расположенное в Москве крупнейшее в России производство средств индивидуальной защиты органов дыхания способно выпускать до 4 млн единиц продукции в сутки. Причём используются только отечественные компоненты: фильтрующий материал и комплектующие — носовые фиксаторы и резинки для ушных петель.
С повсеместной отменой масочного режима востребованность алюминиевых фиксаторов чуть было не сошла на нет. Но с появлением летом 2023 года нового штамма коронавируса актуальность этой продукции вновь возросла.
Алюминиевая проволока для изготовления зажимов.
4. Клипса для оболочки колбасы (ГК «Москабельмет», Москва)
Клипсу, которой зажимают свободные концы колбасной оболочки, тоже делают из алюминия. У клипсы — её еще называют скобой или скрепкой — важная формообразующая функция: она фиксирует фарш или паштет внутри колбасного изделия и придает ему нужную форму и, соответственно, товарный вид. Раньше, до изобретения клипс и предназначенных для их зажима клипсаторов, колбасу приходилось завязывать вручную.
Колбасные клипсы делают из пищевого алюминия, который отличается прочностью, лёгкостью и стойкостью к коррозии. Интересно, что одним из производителей проволоки для изготовления клипс является расположенный в столице кабельный завод. Полученная методом волочения алюминиевая проволока в бухтах отправляется в цех, где из неё делают клипсы: П-образные или так называемые «непрерывные» для разных способов клипсования — от ручного и полуавтоматического на малых и средних предприятиях до автоматического на крупных заводах мясной промышленности.
Выбор клипсы зависит от вида колбасной продукции и используемой оболочки. На торцах клипсы есть подбивка для дополнительной жёсткости и защиты оболочки от повреждений при клипсовании. От правильности выбора параметров клипсы — размер, геометрия сечения, присутствие насечки, жёсткость, диаметр после сжатия, тип закрытия и др. — в большой степени зависит качество колбасного изделия.
Клипсы для батонов колбасы.
3. Катамаран на подводных крыльях (Восточно-Сибирское речное пароходство, Иркутск)
У катамаранов на подводных крыльях «Сарма» и «Селенга» проекта HSC150B не было и нет аналогов в отечественном судостроении. В их конструкции объединены скоростные характеристики и экономичность судов на подводных крыльях с грузоподъёмностью и малой глубиной осадки катамаранов. Примерно половину веса каждого из инновационных судов, заложенных в 2022 году, составляют алюминиевые компоненты. Из алюминия сделаны корпуса катамаранов, а также множество элементов и узлов — от клапанов до задвижек.
Впервые в российском судостроении конструкторы-проектировщики применили в комплексе сварные крупногабаритные облегченные панели (СКО-панели) и новый сплав 1581. Это решение дало возможность облегчить надстройку катамарана на 7,2% по сравнению со стандартными крупногабаритными панелями из сплава 1561.
Названные в честь байкальских ветров и впадающих в Байкал одноимённых рек, «Сарма» и «Селенга» предназначены для скоростных перевозок пассажиров на магистральных речных линиях, озёрах и водохранилищах разряда «М» Российского речного регистра. С учётом скоростных характеристик этих судов (60 км/ч, или 32 узла) и дальности хода 700 км они смогут за час с небольшим пересекать крупнейшее пресноводное озеро планеты в самом широком месте, доставляя 148 пассажиров и четверых членов экипажа до нетронутых цивилизацией берегов, благо минимальная осадка 0,9 м позволяет вплотную подходить к суше.
Примерно половину веса каждого из инновационных судов, заложенных в 2022 году, составляют алюминиевые компоненты.
2. Рама бионического протеза («Моторика», Москва)
Это высокотехнологичное устройство с напечатанной на 3D-принтере алюминиевой рамкой внутри трудно назвать «протезом». Бионический протез верхней конечности — это скорее многофункциональный гаджет, существенно изменяющий качество жизни маленьких и взрослых реципиентов. На рамку устанавливаются моторы движения пальцев, фаланги и кольцо крепления кисти, которые тоже сделаны из алюминия.
В 3D-принтере порошок из разработанного в России алюминиевого сплава наносится на печатную платформу слоями по 30 микрон. Лазерный луч расплавляет порошок по формам трёхмерной модели, загруженной в память машины. После того как первый слой синтезирован, платформа опускается на 30 микрон вниз. Так слой за слоем формируется изделие. При помощи аддитивных технологий изготовлено до половины деталей протеза.
Ещё в 2015 году детали и механизмы протезов изготавливались вручную. Ту же рамку приходилось вытачивать на фрезерном станке. Внедрение 3D-печати удешевило процесс, в разы сократило время производства, повысило надёжность изделия и в конечном счёте позволило раскрыть конструкционный потенциал протезов и улучшить их эргономику.
Реципиент искусственной руки сегодня может выбрать для неё любой цвет, попросить вставить светодиоды или сделать её прозрачной. Благодаря современным технологиям и материалам бионический протез стал стильным аксессуаром и в целом средством самовыражения. И в самом деле, невозможно найти два одинаковых биопротеза — каждый из них уникален.
Рама бионического протеза тоже делается из алюминия.
1. Композиция «Большая глина №4»
Скульптура швейцарского художника Урса Фишера «Большая глина №4» (английское название BigClay#4), установленная в 2021 году на Болотной набережной в Москве, несмотря на название, выполнена из алюминия. Композиция высотой без малого 13 м изображает увеличенные примерно в 50 раз по сравнению с оригиналом готовые к лепке куски глины.
Созданная между 2013 и 2014 годами, «Большая глина» успела попутешествовать: была представлена в Нью-Йорке на Парк Авеню (2015 год) и Флоренции на площади Синьории (2017 год). Скульптура нигде долго не задерживалась — её пребывание на одном месте длилось от четырёх месяцев до полугода. Москвичей и гостей российской столицы творение швейцарца радует своим необычным видом уже более двух лет.
Монументальных размеров арт-объект вызвал неоднозначные отклики искусствоведов, скульпторов и урбанистов. Одни называли его «провокацией» и «кучей дерьма», другие — подлинным образцом современного искусства. В официальном описании произведения Урса Фишера говорится, что оно «олицетворяет саму суть творчества, в процессе которого художник придаёт новый облик не только материи, но и миру вокруг».
Произведение искусства, или... Но в любом случае любопытно.
Конечно, это далеко не полный перечень интересных изделий из алюминия. Мы сознательно оставили за кадром ювелирные украшения из алюминия, про них мы сделаем отдельный материал. Много интересного можно написать про алюминиевую посуду и столовые приборы из этого металла.
Есть удивительные предметы из алюминия, которые делают в других странах. К примеру, на Мадагаскаре одним из главных сувениров считается баобаб, полностью сделанный из алюминия. В Японии в ходу алюминиевые монеты в 1 йену. Они настолько легкие, что даже не тонут в воде. Ну и как не вспомнить знаменитые коллекции одежды начала 21 века, в которых женские платья изготовлялись с большим количеством деталей из алюминия. Обо всем этом «Про Металл» непременно напишет.
Пётр Орлов
.