Про металлургию и металлургов мы пишем со всех точек зрения, не обходя стороной даже бытовые аспекты. Где предпочитают отдыхать металлурги, на каком профессиональном жаргоне разговаривают, что входит в меню заводских столовых — всё это очень интересно. Только о предпочтениях работников металлургической отрасли при выборе повседневной одежды ещё не было сказано ни слова. И, как выяснилось, не случайно.
Опрошенные нами знакомые дизайнеры, кутюрье и даже обычно словоохотливые ведущие телепередач о моде и стиле не смогли привести примеры маркеров в одежде, которые были бы характерны для представителей какой бы то ни было профессии. Да и сам вопрос поставил экспертов в тупик.
То есть специалисты по истории моды сразу вспоминали о бытовавших столетия назад традициях выделяться из толпы нарядами, окрашенными в прямом и переносном смысле по цеховому признаку. Но когда речь заходила о трендах сегодняшнего дня, только разводили руками.
Картина «Маленькая хозяйка большого цеха» (1974 г.). Автор: Борис Семёнов
От туники до жупана
Начнём издалека, с древнегреческой мифологии. Гефест (он же Вулкан) — хромоногий бог огня, самый искусный кузнец и покровитель кузнечного мастерства, изготовитель молний Зевса — изображался в тунике без рукавов и овальной шапочке, держащим в могучих руках молот и клещи. Вероятно, так одевались и простые, не божественного происхождения, металлурги прошлого. Причём одевались «и в пир, и в мир, и в добрые люди».
Странно было бы предположить, что они следовали завету древнегреческого поэта Гесиода «Голым работай всегда…» (поэма «Труды и дни», 700 год до н.э.) — для работы с разогретым металлом нужна хоть какая-то защитная спецодежда. И вряд ли, отправляясь вечером из кузницы на общественное мероприятие на площади Агора, древние афинские металлурги нарочно скидывали с себя хитоны.
В средневековой Европе в Х–ХV веках повседневная одежда соответствовала профессии её владельца. Скажем, гардероб ремесленника или городского рабочего состоял из простых туник и штанов из грубого льна или шерсти, которые обеспечивали свободу движений, а при необходимости легко поддавались чистке.
Металлург с головы до ног
Средневековых металлургов можно было распознать по специфическим головным уборам, обуви и функциональным аксессуарам. Например, ремесленники надевали на голову кожаные колпаки или войлочные шляпы. Последние, кстати, дожили до наших дней — войлочные шляпы с широкими полями по-прежнему популярные у работающих с расплавленным металлом.
Обуты средневековые мастера были в кожаные башмаки или сапоги. Для защиты от производственных травм и просто преждевременного износа одежды использовались фартуки, перчатки и нарукавники. Ещё одной отличительной чертой был пояс — на него крепили подручные инструменты.
Гефеста часто изображали вот так, с минимумом одежды.
Жены и дочери ремесленников, нередко помогавшие им в мастерских, носили простые платья из тех же недорогих материалов, плюс фартуки и головные уборы как средства защиты от производственной грязи. Понятно, что все эти костюмы были без затей — сугубо утилитарные, из дешёвых материалов и без сложной отделки.
В некоторых случаях в костюме работника кузнечного цеха присутствовал национальный колорит. О том, как в конце XVIII — начале XIX века мог выглядеть кузнец, узнаём из повести Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством» (1830 год). Один из главных персонажей произведения кузнец Вакула носит народный костюм.
Когда он летит в Санкт-Петербург на встречу к Екатерине II, он надевает жупан — утеплённый кафтан. По возвращении домой кузнец переодевается в платье, взятое у запорожских казаков, и ни разу не надёванную шапку со смушками и синим верхом. Завершает же этот яркий образ разноцветный пояс.
Цветовая дифференциация мастеров
Интересно проследить символику цвета одежды и аксессуаров мастерового люда Средних веков. Костюмный ансамбль должен был недвусмысленно указывать на род занятий и социальный статус человека. Так, о принадлежности к рабочему классу свидетельствовал красный цвет одежды. Сравните это с зелёным и коричневым цветами, характерными для нарядов земледельцев и скотоводов. Нередко на одежде изображали эмблемы цехов и символы ремёсел: кузнечный молот, гончарный горшок или портновские ножницы.
Возникшие в Средние века в Европе ремесленные гильдии не только объединяли мастеров одной профессии, но и диктовали определённый стиль в одежде. Сделанные из шерсти, льна и кожи туники, камзолы, штаны и плащи, как правило, были приглушённых тонов. И только состоятельные мастера щеголяли в нарядах из дорогих и ярких тканей. Скажем, пурпурная кайма на подоле однозначно свидетельствовала о высоком статусе владельца.
В Средневековье профессию человека было не так сложно угадать по его костюму.
В кино и на страницах романов
Если обратиться к более позднему отечественному опыту, можно вспомнить неоконченный роман Александра Фадеева под рабочим названием «Чёрная металлургия». Собирая материал для книги, писатель в 1950-х годах посетил ни больше ни меньше, а девять металлургических предприятий. То есть Александр Александрович хорошо представлял себе, как одевались рабочие-металлурги, его современники. Вот, например, какие находим в романе женские образы:
«Стремительная, она не идёт, а несёт себя через весь цеховой пролёт, сквозь его дымчатый синий воздух, несёт сверкающие свои глаза, выставленную грудь, красивые руки, мощные бедра, оставляя за собой вихрь от одежды, и все мужчины невольно заглядываются на неё».
Заметим, что описанные Фадеевым женщины, имеющие отношение к металлургической отрасли, одеты с иголочки, всем на зависть:
«Тина, будущая работница на вальце-токарном станке, знала, что старший калибровщик проката во времена стародавние, когда учился в институте, женился на молоденькой девушке — уборщице студенческого общежития. Это и была Олимпиада Ивановна, самая нарядная и самая известная дама в Большегорске».
Женщины на металлургическом производстве.
На контрасте с этим не состоявшимся произведением соцреализма так и тянет привести описание находящегося в заключении металлурга в солженицынском «Архипелаге ГУЛАГ» (Александр Солженицын писал его с 1958 по 1968 год):
«В одной из бутырских камер был в ту весну старик Лебедев, металлург, по званию профессор, по наружности — дюжий мастеровой прошлого или даже позапрошлого века, с демидовских заводов. Он был широкоплеч, широколоб, борода пугачёвская, а пятерни — только подхватывать ковшик на четыре пуда. В камере он носил серый линялый рабочий халат прямо поверх белья, мог показаться подсобным тюремным рабочим, — пока не садился читать, и привычная властная осанка мысли озаряла его лицо».
Писатель точно подметил особую «металлургическую» стать, которую в те времена можно было приобрести на производстве, требовавшем недюжинной силы и выносливости. Тот же горновой мастер на выплавке чугуна орудовал буром с пятиметровой ручкой, весившим 50 кг. После одной такой смены можно было на месяц забыть о походах в спортзал.
Обратимся к кинематографу. Тут следует упомянуть фильм Марлена Хуциева и Феликса Миронера «Весна на Заречной улице», снятый в 1956 году. Напомним, в кинохите 50-х показана история любви рабочего-сталевара к учительнице в вечерней школе. Авторы картины стремились к максимальной достоверности, поэтому её герои вне работы одеты в соответствии с модами периода хрущёвской «оттепели».
Кадр из фильма «Весна на Заречной улице».
На молодых людях — мешковатые двубортные пиджаки с накладными плечами, широченные брюки, скрывающие неказистую обувь, на головах шляпы или чаще кепки-хулиганки. Под стать мужским и женские костюмы: простенькие блузки, строгие жилеты с лацканами, длинные до щиколоток юбки (никаких брюк помимо спецодежды!), из головных уборов — косынки, платки или кроличьи шапки невнятной формы.
Совсем другое дело вышедшая в прокат в 1993 году артхаусная драма «Дети чугунных богов». Эстетика уральского меткомбината в период «лихих 90-х», всеобщие разброд и шатания, кулачные бои между «заводскими» и «рудниковскими» — от престижа профессии металлурга, кажется, не осталось и следа.
Герои боевика на работе и вне её выглядят как оборванцы — промасленные не то лётные куртки, не то спецовки и толстые свитера. Впрочем, главный герой — рабочий Игнат в исполнении Евгения Сидихина, тот чаще появляется в кадре и вовсе голым по пояс. К счастью, те времена давно миновали.
Кадр из фильма: «Дети чугунных богов»
Металлурги на холсте
Неожиданно стильными выглядят молодые металлурги на некоторых полотнах советских живописцев. То есть, конечно, в основном советская живопись изображала людей труда с выпирающими скулами и бицепсами, как будто с транспаранта «Пятилетку — в четыре года!», но было немало и более тонко прописанных образов.
Например, на картине Игоря Симонова «Династия» (1975 г.) изображены несколько поколений семьи металлургов. На переднем плане видим женщину средних лет в закрытом платье с отложным воротничком в стилистике поздних 1960-х и молодую девушку в актуальных для середины 70-х свитере и обтягивающих джинсах и по моде завязанной на голове косынке. Пожилой мужчина в центре, патриарх семейства, одет в традициях 50-х: широченные коричневые брюки и белая рубаха с пузырящимися внизу рукавами.
Или вот Борис Семёнов на картине «Маленькая хозяйка большого цеха» (1974 г.) запечатлел молодую девушку в каске и спецовке, но с ярким макияжем и золотыми локонами, выбивающимися из-под косынки с рисунком в виде крупных цветов. Для тех, кто сразу не заметил яркую помаду на губах работницы, автор поместил на видное место осколок зеркальца, в котором отражается дерзкий мейкап.
Его же авторству принадлежит работа «Парень из модельного» из серии «Уралмаш и уралмашевцы» (1978 г.). Здесь уже молодой человек, работающий в модельном цехе, щеголяет стрижкой а-ля «Битлз»: это прическа moptop, напоминающая «французское каре», которую сами музыканты называли «Артур».
Картина Игоря Симонова «Династия» (1975 г.)
И кеды, и сапоги из питона
А что сегодня носят представители металлургической профессии и можно ли их узнать по какой-либо детали одежды или аксессуару? Не получив комментариев от экспертов в области моды и стиля, мы обратились к самим металлургам. Хотя коллеги-мужчины в основном отделывались шутками вроде давно ставшего мемом «Наша сила — в наших плавках», кое-что мы всё же выяснили.
В общем и целом, ответы наших инсайдеров в отрасли суммирует генеральный директор АО «АлюмРес» Елена Асанова, за плечами которой 30-летний опыт работы в металлургии.
«Никаких особенностей, отличающих одежду металлургов, нет и на моей памяти не было, — утверждает Елена Асанова. — Ничего подобного я не видела ни в НЛМК, ни в «Уральской Стали», ни на Магнитке, ни в «Русале». Пожалуй, единственное, что выделяет коллег по цеху в широком смысле — значки с логотипами металлургических компаний или ассоциаций, которые многие носят. Сразу видишь — наш человек. А так каждый одевается в соответствии со своим достатком и представлениями о прекрасном».
Генеральный директор АО «АлюмРес» Елена Асанова.
Искусство пин-ап
Ненавязчиво обозначить свою принадлежность к металлургической отрасли, а заодно и относящейся к ней компании можно с помощью небольшого значка с соответствующей символикой, приколотого к лацкану. Крепится он на заколку или пин (от англ. pin — штырь, булавка) с зажимом.
Такие аксессуары заказывают непосредственно под юбилей, например, как ГМК «Норникель» — на празднование в 2015 году 80-летия компании. Или под событие, но в качестве «долгоиграющего» сувенира для членов отраслевого объединения, как Алюминиевая ассоциация — на отмечавшееся в 2022 году 90-летие алюминиевой отрасли России.
Те самые значки в стиле пин-ап.
Действительно, по спецодежде с лого завода или принятому в компании дресс-коду для офисных сотрудников, а также, скажем, спортивному костюму в фирменных цветах для корпоративных мероприятий — по всему этому можно судить о принадлежности человека к конкретному предприятию металлургической отрасли.
Однако в повседневной одежде металлургов всё индивидуально: кто-то ходит на работу в дублёнке с размашистым принтом, «ролексах» и сапогах из питона, а кто-то — в мотоциклетной куртке-косухе и стоптанных кедах.
Парадокс заключается в том, что корифеи из мира от-кутюр и прет-а-порте любят экспериментировать с металлами, например, с алюминием. Но никто из дизайнеров, насколько нам известно, не производит коллекции прет-а-порте специально для клиентов, работающих в металлургии.
Так что, если кто-то хотел узнать из этой статьи, как можно безошибочно вычислить металлурга в толпе по его одежде, то, наверное, он будет разочарован. Хорошо это, или плохо, сказать не берёмся. Просто в такое время мы живём.
Пётр Орлов