По данным Росстата, производство яиц в России за первое полугодие хотя и немного, но сократилось — произведено 97,8% к такому же периоду 2023 года. Это ожидаемо, но не повод для очередной «яичной паники», подобной разразившейся в прошлом декабре, считают эксперты: инвестиции в отрасль и использование новых технологий позволят сохранить положительную динамику и избежать ценового шока.
Действительно, по данным Минсельхоза, начиная с января куриные яйца первой и второй категорий ощутимо подешевели: на 12,7 и 11,3% соответственно. И хотя это отчасти можно связать с сезонными факторами, основную роль сыграли серьезные инвестиции и массовое строительство новых птицекомплексов.
Например, только в Нижегородской области компания «Эгг-Ленд» (ГК «Таврос») вложила более 27 млрд руб. в строительство и запуск в 2024–2025 годах комплекса по производству и переработке куриного яйца мощностью 2 млрд штук в год (при общем выпуске этой продукции в России сейчас в 46 млрд штук в год).
Уже в III квартале этого года в Ярославской области птицефабрика «Волжанин» завершит реконструкцию промышленных площадок и увеличит на 20% существующие возможности производства яиц с сегодняшних 1,5 млрд штук в год. Крупные проекты реализуются прямо сейчас в Татарстане, Ленинградской области и ряде других регионов.
В целом по стране активно строятся современные комплексы, причем одно из главных требований инвесторов — скорость возведения.
«Мы видим, что главными требованиями покупателей из агросектора сейчас являются сочетание скорости поставки и возведения и высокая энергоэффективность, — говорит Евгений Коннов, коммерческий директор ГК «Северсталь Стальные Решения», российского производителя металлоконструкций для гражданского и промышленного строительства. — При этом одним из лидирующих запросов стало увеличение ширины пролета типовых быстровозводимых зданий из легких стальных конструкций (ЛСТК) при одновременном максимальном снижении металлоемкости — об этом говорят 80% потенциальных заказчиков-птицеводов. Поэтому основной задачей производства является облегчение таких конструкций — уже сейчас удалось добиться снижения общей массы зданий до 20% без потери прочности и теплосберегающих характеристик за счет оптимизации габаритов и технических решений узлов здания».
Эксперт отмечает, что, если говорить о серийных быстровозводимых зданиях на основе Спайдер-В®, наиболее востребованными являются пролеты 18 и 21 метр и высотой зданий по стене 3 метра. Однако в зависимости от особенностей производства и применяемого технологического оборудования также поступают запросы на многопролетные варианты до 72 метров. Объект такого типа площадью до 3000 м² может быть возведен бригадой из 10 человек за 3–4 недели без использования кранов.
«Хотя цена является очевидным критерием при выборе быстровозводимых зданий, ключевыми для нас являются удобство логистики, технологичность и скорость строительства, — говорит Константин Беляев, руководитель проекта ГК «Лето», которая входит в топ-3 производителей яиц в России. — Причем важны нюансы: например, качество цинкования должно быть не ниже I класса, как минимум 275 г/м2. Это дает возможность зданию, которое работает в агрессивной среде, простоять не менее 50 лет — свой расчетный срок. И, безусловно, длина пролета — современное оборудование требует не менее 20 метров, желательно без промежуточных колонн».
В птичниках ГК «Лето» используется так называемый «вывернутый» каркас, когда сэндвич-панели располагают внутри конструкции: их ровная сплошная поверхность защищает металлическую основу от агрессивной среды и является более гигиеничной и простой для специализированной обработки.
Согласно мониторингу ЦБ РФ, сельское хозяйство последние два года входит в топ-3 драйверов отраслевых финансовых потоков как во внутреннем, так и во внешнем спросе. А с включением птицеводства с 2024 года в государственный Перечень направлений целевого использования инвестиционных и краткосрочных кредитов инвестиционная активность закономерно выросла — теперь льготный кредит сроком от 2 до 15 лет можно получить при строительстве предприятий яичного направления. Поэтому вряд ли ближайшие годы нас ждет повторение прошлогоднего «яичного переполоха».