Всё-таки есть у олигархов одна исключительная привилегия. Она заключается не только в том, чтобы тратить большие деньги по собственной прихоти, но и в том, что можно себя изобразить с помощью красивого актёра. На заре нулевых Владимир Машков предстал в облике Бориса Абрамовича. В «Минуте тишины» Евгений Цыганов воплощает лирического героя Владимира Потанина.
Вот автору этих строк, к примеру, нравится Венсан Кассель, но вряд ли брутальный француз решит сыграть скромно оплачиваемого российского журналиста. Завидуем олигархам белой завистью. Правда, как говорил Остап Бендер: «Пойдёмте, Киса, я человек завистливый, но тут завидовать нечему!»
В сериале (хотя его премьерный показ ещё не закончен), довольно много явных или случайных напоминаний о советском прошлом. Например, на наш скромный взгляд, зритель может увидеть эклектичную отсылку к известному советскому фильму «Коммунист» 1957 года с Евгением Урбанским в главной роли.
Разница, конечно, есть: в «Коммунисте» главный герой Василий Губанов погибает, а в «Минуте тишины» зрителя ждёт хэппи-энд. Но идея одна и та же. Герой — олицетворение позитива.
Только в «Коммунисте» он олицетворяет идеал члена ВКП(б), а здесь — идеал крупного бизнесмена с обложки «Форбса», причём глазами того же бизнесмена с обложки, а даже не читателя «Форбса». Методы тоже одинаковые. Коммунист Губанов, помнится, в одиночку бросался валить лес, а молодой Королёв рвался один заменить бригаду бастующих портовых рабочих, для чего и запасся новыми перчатками.
Евгений Урбанский в фильме "Коммунист"
Инициатива Владимира Потанина снять кино про «хорошего» олигарха, для которого деньги не на первом месте, не хорошая и не плохая. Она нишевая. Просто за 35 лет никто из российских сценаристов и режиссёров не додумался изобразить на экране позитивного мужика с мешком денег.
Символ российского олигарха в кино — банкир Белкин из «Брата-2», которого блистательно сыграл Сергей Маковецкий. Коварный, беспощадный и одновременно трусливый отморозок и аферист под личиной мецената и ответственного папаши. Остальные киношные олигархи ему под стать или где-то рядом.
Место правильного и человечного бизнесмена в российском кинематографе было вакантно, и Владимир Олегович попробовал занять эту нишу Евгением Цыгановым в образе Валерия Королёва, а частично и самим собой, благо он и не скрывал, что некоторые эпизоды сериала вдохновлены его собственной биографией.
Сергей Маковецкий в фильме "Брат-2".
Получилось ли? Одно можно сказать точно: все очень старались. Сценаристы перемещали героя во времени и пространстве так, как Джеймс Кэмерон не перемещал своего Терминатора. Режиссёрская группа скрупулёзно выстраивала каждую сцену и каждый кадр, что обычно не свойственно сериалам.
Актёры изо всех сил вживались в роли. Но всё равно сложилось субъективное впечатление, что все отрабатывают какой-то очень дорогой корпоратив с гонорарами, несопоставимыми с официальной зарплатой главного героя в советском Минвнешторге. Выполнили заказ, одним словом.
Возможно, помешала как раз та самая медийная раскрутка «Минуты тишины», в которой активно участвовал сам Владимир Олегович, и из которой все узнали, что это его идея. Не будь этого, сериал воспринимался бы как очередной довольно навороченный экшн с производственным отливом.
Такой индустриальный триллер, который держит зрителя хотя бы своей динамикой. А когда знаешь, в чём идея и чья она, то невольно пробуждаешь в себе Станиславского с его бессмертным «Не верю», и это неверие не даёт возможность оценить сериал и его главного героя беспристрастно.
Кадр из сериала "Минута Тишины"
Потанин хотел показать себя промышленником, а не банкиром, как его часто называют. А в сериале бизнес-составляющая как раз крутится вокруг полезных ископаемых. Правда, действие картины разворачивается не в России, а в вымышленном ближневосточном государстве под названием Наристан.
Тут опять же идёт прямая отсылка к советскому сериалу «ТАСС уполномочен заявить», где фигурировало несуществующее государство Нагония, вокруг которого и кипели шпионские страсти. Тогда под Нагонией, конечно, легко угадывалась Намибия, а под Наристаном можно понимать всё что угодно.
Главное в этом кино, что «хороший» бизнесмен выкачивал сырьё не из российских недр, а остальное неважно. Однозначного ощущения от исторических реминисценций нет. То ли постмодернизм, то ли отсутствие фантазии, то ли плагиат.
Владимир Олегович уже давно зарекомендовал себя человеком с широким кругом интересов: от живописи до хоккея. Везде он спешит оставить свой вклад, или свой след хотя бы. Вот и до кино добрался. А формат сериала в этом плане беспроигрышный. Полнометражная картина может ведь и провалиться в прокате, а сериал на Первом канале обещает гарантированную аудиторию из тех, кто помнит времена, когда на ТВ было всего четыре программы, из которых одна учебная.
Кадр из сериала "Минута тишины".
Проблема ещё и в том, что на Первом канале не всегда стремятся талантливо и с душой отрабатывать чужие средства. Идея, (к которой, очевидно, прилагаются инвестиции олигарха) отрабатывается как директивная «халтурка». Это на подкорке мозга, как у осветителя (известно, что с этой должности в своё время начинал Константин Львович), так и у продюсера, которому проще сделать «как изволите», чем довести генеральскую идею до ума.
В общем, если вы хотите открыть бизнес на Востоке и подразориться, то посмотреть «Минуту тишины» будет полезно. Философия и всё такое. Если нет, то пересмотрите в 36-й раз «Брат-2». Там как-то реалистичней всё, и Белкин зловеще живой и натуральный.
Сергей Дмитриев